Верхний Суэтук, основанный как лютеранская колония, стал центром эстонской культуры в Красноярском крае.
Деревня Верхний Суэтук входит в состав Черемушинского сельсовета, расположенного в Каратузском районе Красноярского края. Удаленность деревни от административного центра сельсовета, села Черемушка, составляет 18 км, а удаленность от районного центра, села Каратузского, — 30 км. Деревня связана с районным центром автодорогой.
Кроме деревни Верхний Суэтук, в состав сельсовета входят село Черемушка, деревни Куркино, Старомолино, Чубчиково, Шалагино. По данным Красноярскстата на 1 января 2014 г., на территории сельсовета постоянно проживают 1 044 человека. В Верхнем Суэтуке, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., численность населения составила 153 человека.
Поселение было основано ссыльными финнами, прибывшими в середине XIX в. в Минусинский округ из омской лютеранской колонии Рыжковой. В 1851 г. (в некоторых источниках, в 1850 г.) ссыльный Юрий Кудельм поселился на берегу речки Суэтук и вместе с остальными переселенцами положил начало первой колонии ссыльных лютеран, которая стала называться Верхний Суэтук. Вокруг поселения была нетронутая плодородная земля, а три ручья соединялись в небольшую речку, которая никогда не замерзала. На речке поставили мельницу, которая работала не только летом, но и зимой.
В 1851 г. небольшую колонию посетил пастор Буцке. Он сделал все возможное, чтобы переселенцы из Западной Сибири, рассеянные по разным русским деревням Енисейской губернии, прибыли в Верхний Суэтук. В январе 1857 г. в Верхний Суэтук приехал назначенный вместо Буцке пастор Косман. 25 марта 1857 г. в Верхний Суэтук прибыла крупная партия ссыльных лютеранского исповедания, в числе которых, кроме финнов, были латыши и эстонцы. Между поселенцами возникали частые национально-бытовые разногласия, что позднее привело к их расселению по разным местам.
В 1864 г. в колонии была открыта школа, на содержание которой сенат Финляндии ежегодно выделял около 2 000 марок. Обучение в школе велось на финском языке. В 1895 г. построили еще одну школу, где преподавание велось на эстонском языке. Посещение школы было обязательным как для мальчиков, так и для девочек, поэтому почти все жители села были грамотными.
В 1888 г. на средства Финляндии в Верхнем Суэтуке построили лютеранскую кирху (церковь). В 1891 г. в селе проживал уже 531 человек. Население занималось сельским хозяйством, гончарным и слесарным делом, кузнечным делом. Среди сельчан было также немало искусных плотников, столяров и ткачей. В 1893 г. житель села Максим Мёллер на Всемирной сельскохозяйственной выставке в Чикаго представлял образцы семян пшеницы и был удостоен диплома и бронзовой медали.
В 1901 г. в Верхнем Суэтуке под руководством учителя Вейма был создан первый в Минусинском округе духовой оркестр. К 1909 г. он получил широкую популярность во всей округе.
Суэтук по-эстонски — «горящая головешка»
С установлением советской власти был образован Верхнесуэтукский сельский Совет. К середине 1920-х гг. на его территории насчитывалось 227 хозяйств, проживало 997 человек. К 1930 г. в селе были созданы вначале сельхозкоммуна «Выйтиус» (по-эстонски «Победа»), а затем сельхозартель«Вабатус» («Свобода»). В 1932 г. коммуна и сельхозартель объединились, образовав колхоз «Колос», который просуществовал до начала 1990-х гг.
В 1938 г. обучение на национальном языке было запрещено, учебники и литература уничтожены. В 1939 г. с кирхи сбросили крест и колокола, в храме устроили склад, затем клуб. Только 26 марта 2003 г. храм вновь распахнул свои двери для прихожан. Храм выполнен в готическом стиле со звонницей в виде четырехгранной башни, увенчанной металлическим лютеранским (четырехконечным) крестом.
Во время Великой Отечественной войны все мужчины призывного возраста были призваны на фронт, а в колхозах остались работать женщины и дети. Трудными также стали и послевоенные годы: поля были запущены, рабочей силы не хватало, урожайность полей была низкая.
В 1950—60-е гг. началось укрупнение хозяйств, и в Верхнем Суэтуке было открыто отделение Каратузского совхоза. В 1991 г. на базе отделения был организован колхоз «Дружба», который к 1993 г. распался, стали образовываться мелкие крестьянско-фермерские хозяйства. В 1980—90-е гг.увеличился поток переселенцев из села в Эстонию. В 1990 г. в селе открылся памятник безвинно репрессированным эстонцам, созданный на средства сельчан.
В 1990 г. в Верхнем Суэтуке открылся памятник безвинно репрессированным эстонцам, созданный на средства сельчан
В настоящее время в Верхнем Суэтуке действуют клуб, девятилетняя школа, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, работают несколько магазинов и крестьянских фермерских хозяйств. Жители Верхнего Суэтука занимаются сельским хозяйством и предпринимательством, работают в бюджетной сфере.
Особенной достопримечательностью Верхнего Суэтука является духовой оркестр, который выступал в Москве, Тарту, Таллине, Риге и Стокгольме. В 1997 г. коллективу присвоили звание народного. В деревне находится единственная в крае действующая кирха — лютеранский храм.
Сегодня в селе возрождаются национальные традиции. При местной школе создан музей, отражающий историю села и родословную каждой семьи. Ежегодно 6 июля празднуется Янов день (день Иоанна Крестителя), на который съезжаются эстонцы из близлежащих деревень и приезжают гости из Эстонии. В 2000 г. в школе возобновилось изучение эстонского языка, а преподаватели приезжают даже из Эстонии. Между собой жители Верхнего Суэтука говорят только на родном языке.