Туруханский район: Свято-Троицкий мужской монастырь

Свято-Троицкий мужской монастырь

Свято-Троицкий мужской монастырь

Свято-Троицкий мужской монастырь в Туруханске был основан в 1657 г. опальным монахом Тихоном в устье реки Нижней Тунгуски, в 30 верстах от последнего населенного пункта на пути продвижения первопроходцев, осваивающих Восточную Сибирь. Утвержден царем Алексеем Михайловичем в 1664 г.

«Черный поп» Тихон носил вериги весом в 1/2 пуда и чугунный крест в 6 фунтов, которые и по настоящее время хранятся в монастыре. Тихон был родом из Великого Устюга: занесенный колонизационной волной в Сибирь, он отливал свечи и торговал ими в Енисейске, где и возбудил против себя недовольство местного воеводы. Чтобы избежать, по словам Тихона, «томительных мучений и бесчестия», он вступил в число братии Енисейского монастыря, а позднее, в 1656 г., ночью отправился в плавание вниз по Енисею. В устье Нижней Тунгуски Тихон построил часовню и келью и приготовился к пустынножительству, но к нему постепенно стали стекаться люди, склонные к монашеству. К 1660 г. вокруг него собралось много братии, а на месте часовни начал строиться храм Живоначальной Троицы. Тихон принял сан священника и возглавил монастырь. Тихон привез в основанную им обитель редкие рукописные книги, жития святых, летописи, царские грамоты, положив начало богатой монастырской библиотеке. Эта библиотека сгорела в 1726 г.

В 1670 г. из умирающего города Мангазеи в монастырь были перенесены мощи сибирского святого Василия Мангазейского. В 1720 г. по распоряжению митрополита Тобольского Филофея они были положены в землю в южной половине храма Живоначальной Троицы. Мощи хранились здесь до закрытия монастыря в 1920-е гг. К ним стекалось много паломников.

Монастырь стал единственным фактором присутствия России в местах, оторванных на десятки и сотни верст от станков первопроходцев. Монахи Свято-Троицкого монастыря, задолго до организации здесь миссионерской деятельности государства, начали активное православное просвещение местного населения, организовали обучение русскому языку детей кочевников, создав в 1722 г. школу для детей коренного населения — первое учебное заведение в Приенисейском крае. Школа эта просуществовала до прихода к власти большевиков.

Указ царя Алексея Михайловича 1665 г. предоставил новой обители пашенные земли и различные угодья. За государевой казной оставался промысел соболя и бобра. В 1672 г. Тихон приобрел, по данным из Енисейского острога, пашенную и сенокосную земли вверх по Енисею выше Зырянки. Федор Черный заложил Тихону землю в районе села Казачинского. В 1674 г. Тихон приобрел по закладной Прокопьева землю на Чистом острове. В том же районе Казачинской волости в сравнительно короткий срок иеромонах присоединил к монастырю несколько сот десятин прекрасной земли и различных угодий, главным образом по реке Кеми, среднему пути из Оби в Енисей, по которому в конце XVII — начале XVIII в. шли торговые грузы в Енисейск.

Монахи Свято-Троицкого мужского монастыря создали в 1722 г. школу для детей коренного населения — первое учебное заведение в Приенисейском крае

В хозяйственной деятельности монастыря значительную роль играла соляная промышленность. В конце XVII в. монастырь получил по духовному завещанию богатые соляные ключи и крупнейший в Сибири солеваренный завод. В конце XVIII в. ежегодно монастырь отправлял на продажу в Томск соли до 2 тыс. пудов. В 1792 г. монастырь продал в казну соли свыше 5 360 пудов на 414 руб., а в 1763 г. только в Енисейске — 6 650 пудов соли на 471 руб.

Положение монастыря резко ухудшилось в синодальный период, особенно в годы земельных реформ, осуществляемых Екатериной II. Некогда богатый монастырь лишился многих угодий и оказался на грани нищеты. Число братии стало резко уменьшаться. В пореформенный период штаты монастыря так и не были заполнены.

С 1730 г. монастырь служил местом ссылки — религиозной тюрьмой. В 1827 г. в монастыре находился декабрист Н. С. Бобрищев-Пушкин.

Монастырь действовал до начала 1920-х гг. Почти все постройки после его закрытия были уничтожены. Монастырский храм Святой Троицы с предельным храмом Благовещения перестал действовать только в 1930 г. До этого времени в нем совершал службы один из последних священников Туруханского края, благочинный иерей Мартин Римша, трижды подвергавшийся в этот период уголовному преследованию, отбывавший ссылку в Казачинских поселениях и умерший в 1941 г. В 1925—1926 гг. в храме служил святитель Лука (Войно-Ясенецкий), который отбывал в Туруханском крае свою первую ссылку. С 1930-х гг. Троицкая церковь использовалась для административных и хозяйственных нужд. В 1991 г. она была передана православной общине села Туруханск и вновь стала действующей. Решением Священного синода Русской православной церкви с 1994 г. началось возрождение монастыря, первый устав был зарегистрирован 18 июля 1996 г.

Ныне Свято-Троицкий храм с предельной церковью Благовещения является памятником истории и культуры регионального значения.

Свято-Троицкий храм расположен по адресу: Красноярский край, Туруханский район, с. Туруханск, ул. Святого Луки Войно-Ясенецкого, 4.