Сулекская писаница расположена на севере республики Хакасия в долине реки Июс. Она находится на 17-м километре автомобильной дороги Копьево-Сарала-Приисковый, справа от поворота на Устинкино-Гайдаровск. От трассы к писанице ведет короткая грунтовая дорога.
Местные жители называют гору с древними рисунками "Пичиктиг-Таг" (Писаная Гора). Современное же название писаницы произошло от улуса Сулеков, который в XIX веке располагался недалеко от горы с петроглифами.
Сулекская писаница - это скала высотой около 600 метров, сплошь покрытая тысячами относящихся к различным эпохам рисунков. Самые ранние изображения были нанесены 3-4 тысячи лет назад, последние изображения на писанице относятся к XVIII веку, наибольшее количество петроглифов относится к тюхтятской культуре эпохи древнекыргызского государства и датируются ранним средневековьем (VI-IX веками). Еще не был основан Рим, в Египте правили фараоны и возводились пирамиды, но уже тогда на этом самом месте кто-то старательно выбивал на камне изображения людей и животных.
Петроглифы тянутся группами на протяжении более сотни метров. Основной темой рисунков являются сцены охоты, борьба животных, сражения, шаманские обряды. Рукой художника (жившего за 2 тыс. до н. э.) на скале изображены сцены охоты, рыцарских сражений, борьба животных. Есть сюжеты, связанные с шаманскими обрядами. Уникальность писаницы состоит в том, что часто сопровождаются руническими древнехакасскими надписями, одна из которых "Бенкю кая" была переведена как "Вечная скала" (есть также трактования Писаная или Вечная гора), то есть скала с рисунками, оставленная на вечные времена.
Самое большое количество изображений писаницы относятся к эпохе древнекыргызского государства. Эти рисунки выполнены в технике гравировки расчерченными линиями. К ним относятся изображения сцены охоты конных воинов с луками, животных: кабанов, барсов, кусающих друг друга верблюдов (верблюдов на территории Хакасии разводили вплоть до конца XIX века). На одном из хорошо сохранившихся рисунков изображен человек на лошади, держащий в поднятой руке что-то вроде палицы. Причем если люди изображены в привычных пропорциях, то лошади, на которых сидят люди, какие-то худые и вытянутые в длину. Может, такими и были древние лошади? В той же технике гравированными линиями выполнены уникальные изображения божества в трехрогом головном уборе, которое ученые соотносят с описанием древней богини Умай.
Первое научное описание писаницы было сделано в 1847 финским ученым М.А.Кастреном. В 1887-1889 годах писаца исследовалось экспедицией финского общества по изучению древностей. После финнов здесь работал известный отечественный исследователь петроглифов Андриянов.
В настоящее время Сулекская писаница является объектом культового наследия федерального значения. Это наиболее крупный памятник на севере Хакасии.
Как и большинство памятников, он постепенно разрушается. Основную опасность представляет не время и природные явления, а человек. Прямо у скальников с рисунками, где заканчивается дорожка к писанице, первое, что бросается в глаза - современная роспись всевозможных размеров и способов нанесения: имена, фамилии, годы. Причем все это сделано основательно, с размахом, даже не между, а поверх древних рисунков. Зачастую большей части рисунков не видно, и лишь по характерным выбитым точкам или линиям можно догадаться, что под современными "письменами" скрываются безвозвратно утерянные древние рисунки.