Минусинский район: Деревня Быстрая

Деревня Быстрая

Сегодня Быструю официально называют деревней, однако местные считают, что это досадная ошибка прошлых лет: однажды кто-то сдал документы для отчета в район, где вместо слова «село» написал «деревня». Так, якобы, с тех пор и осталось. Хотя по численности населения деревней Быструю не назовешь. Официально по прописке здесь проживает 1193 человека.

А когда-то все начиналось с 53 семей староверов-переселенцев, приплывших сюда на плотах по рекам Ус и Енисей в 1871 году. Доверенный крестьян Усинского края Семен Голубцов подал прошение в Енисейскую казенную палату о разрешении переселиться в Тесинскую волость на местность «Быструю».

Сегодня из староверов в селе не осталось никого, однако местные еще помнят последних из них. «Их фотографий почти нет, им грех фотографироваться, – рассказывает хранитель истории села Валентина Михайловна Калиниченко. – Но осталось много предметов прошлого – деревянные прялки, колодки, плетеные корзины и другое». Центром старинных вещей и гордостью быстрян является большой сундук, которому уже около ста лет! «Приплыл он на плотах вместе с первыми жителями. В нем хранилось приданое его хозяйки, Полины Андрияновны Манаковой, – рассказывает Валентина Михайловна. – В 30-е годы советской эпохи изнутри сундук был оклеен газетами, так как под ними хранились цветные изображения царской семьи, дореволюционные иллюстрации».

В окрестностях деревни Быстрая горит "вечный огонь". Еще в 50-х годах прошлого столетия здесь обнаружили нефть и газ. По словам местных краеведов, именно "вечному огню" деревня Быстрая обязана вторым рождением. До того как обнаружили месторождение, в населенном пункте была всего одна улица. Благодаря газу он вырос более чем вдвое. В середине прошлого века здесь пробурили еще несколько скважин. По заверениям геологов, газовые месторождения всего в 6 км. от Минусинска можно использовать в промышленных масштабах. Прогнозный объем составляет 20 млрд. кубометров. Сегодня скважины стоят законсервированными. А о том, что из-под земли идет пламя, знают лишь немногие.