Казачинский район: Казачинский порог

Казачинский порог

Казачинский порог

Казачинский порог — порожистый участок на Енисее, в 223—230 км ниже по течению от Красноярска. Порог образован скальными выступами и каменистыми грядами Енисейского кряжа, пересекающими русло реки по всей его ширине. Включает в себя два переката и два слива, где ширина русла сужается с 650 до 350 м. Общее падение на Казачинском пороге составляет 3,8 м. Скорость течения в пороге при проектном уровне 18 км/ч, а при различных колебаниях уровня воды может достигать 20—22 км/ч.

Казачинский порог — самый труднопроходимый участок на Енисее, падение реки здесь превышает 1 м на километр длины, а общая длина порога вместе с несколькими перекатами составляет 4 км. В пределах Казачинского порога в Енисей впадают река Шилка (правый приток) и река Караульная (левый приток).

Сибирский писатель В. Я. Шишков, возглавлявший партию исследователей, изучавших пороги на Енисее, писал о Казачинском пороге: «Мощная река, грохот ее на порогах, рыбачья деревенька Подпорожная, небывалая гроза с ослепительной молнией, разразившаяся при моем возвращении из поселка Казачинского».

Под нижним сливом порога расположен сложенный скальными породами остров Островки. Долгие годы порог оставался непроходимым для всех судов, движущихся вверх по реке. Сегодня лишь немногие суда могут преодолевать порог против течения самостоятельно. 

Проводка большинства судов против течения осуществляется единственным в России специальным теплоходом-туером «Енисей». Туер — буксирное судно, идущее при помощи подтягивания цепи или троса, проложенного по дну реки.

До постановки первого туера «Св. Иннокентий» (впоследствии — «Ангара») в Казачинском пороге в 1903 г. судоходство выше его было эпизодическое. Первым пароходом, преодолевшим Казачинский порог с помощью воротов и лямщиков (бурлаков) в 1882 г., был пароход «Москва». А в 1884 г. мощный буксирно-пассажирский пароход «Капитан Дальман» впервые своим ходом преодолел вверх Казачинский порог.

В 1964 г. туер «Ангара» был заменен на туер «Енисей», построенный на Красноярском судоремонтном заводе. Дизель-электроход «Енисей» специально проектировался для работы в Казачинском пороге. Без его помощи преодолеть сложные участки Енисея не смогут даже порожние баржи. Кроме того, на этом участке Енисея течение воды идет под углом к судну, поэтому есть опасность сноса его на камни.

В районе Казачинского порога располагаются многочисленные археологические памятники эпох мезолита, неолита, бронзового века и др.

На гербе Казачинского района изображены стилизованные камни, которые символизируют Казачинский порог.