Боградский Район: Боярская Писаница

Боярская Писаница

Боярская Писаница

Боярская писаница состоит из двух групп петроглифов: Малой и Большой Боярской писаниц. Она находится на левом берегу Енисея на юго-западной части хребта Бояры в 6 километрах к юго-востоку от села Троицкое Боградского района Республики Хакасия.

Боярская Писаница - одно из самых крупных творений древних художников. Невысокая длинная стена сплошь покрыта древней выбивкой.

Изображения Большой и Малой писаниц были высечены приблизительно в одно время и, кажется, по единому замыслу, Они чрезвычайно близки друг другу по технике, стилистическим особенностям, сюжету и композиции, хотя сюжетно смысловая сторона представлена на Большой писанице намного богаче, чем на Малой.

Идущая от поселка Абакано-Перевоз на север через Копенский Чаа-тас дорога сворачивает через лог на запад в сторону Троицкого. В низине лога примерно в 6 километрах от села Троицкое справа от дороги на вершине небольшого хребта Бояры (по-хакасски "Пойар тағ", "Священная гора") расположена Большая Боярская писаница. Писаница включает около 130 фигур. Среди изображений особо выделяется "поселок" с бревенчатыми домами, типичными для тайги, и юртами, которые, по мнению М.А.Дэвлет, следует рассматривать как изображения традиционных жилищ кочевников Южной Сибири и "гэр" степняков Монголии. Также во множестве представлены традиционные для писаниц изображения лучников, пастухов с собакой, коз, оленей, баранов, коров.

Малая Боярская находится ниже по седловине в 400 метрах от Большой. Писаница включает порядка 40 фигур, во многом схожих с Большой Боярской писаницей: такой же поселок с бревенчатыми домами и юртами, люди, козы, олени, кони.

Боярская писаница относится к тагарской культуре (VII-III века до н. э.) и частично захватывает переходный этап к таштыкской культуре (II-I век до н. э.).

Время, дожди и ветры частично сгладили изображения, местами они густо поросли лишайником. Кроме того, Большая Боярская писаница "невыгодно" освещена. Будучи обращенной на юг, она четко просматривается лишь ранним утром и вечером, когда косые лучи солнца "скользят" по шероховатой выветренной поверхности скалы. Постепенно становясь все отчетливее, рисунки словно оживают, и перед взором возникает поселок древних жителей Минусинской котловины. Вот внизу всадники на лошадях гонят оленье стадо к бревенчатым домам. Около жилищ расположились котлы и животные (бараны с мощными круто закрученными рогами, козлы с бородками и длинными рогами, загнутыми назад). Слева человек в своеобразном головном уборе гонит к домам длиннорогий крупный рогатый скот. Сверху опять изображены дома, между ними котлы, бараны, лошади. Всадник в одной руке держит повод, а в другой, видимо, нагайку. Недалеко стоит охотник в остроконечном головном уборе с натянутым луком в одной руке и посохом в другой, у его ног расположилась собака. Около построек, возможно, совершая древний обряд, разместились люди в молитвенной позе, с воздетыми к небу руками. Изображения отчетливо видны лишь какие-то 20-30 минут. Затем солнце уходит, рисунки тускнеют и постепенно исчезают на красно-буром фоне скалы.