Иланский район: Город Иланский

Город Иланский

Город Иланский — административный центр Иланского района, расположен на реке Иланке (приток реки Кан). В состав муниципального образования входят город Иланский и деревня Алгасы. До Иланского можно добраться по федеральной автодороге М-53 «Байкал» и по железной дороге. Расстояние от города Красноярска до Иланского составляет 279 км.

Деревня Иланская, получившая свое название от реки Иланки, была основана в 1645 г. Название реки, в свою очередь, произошло от имени местного князька Иланка (искаженное Оилана). Бурное развитие селения началось со строительством Сибирского тракта в XVIII в. В 1734 г. В.-И. Беринг наметил места почтовых станций-ямов, одной из которых стало поселение у реки Иланка — станец Иланский. Станец был зафиксирован второй ревизией в 1744 г. Иланский использовался и как место ссылки: так, к 1782 г. каждый второй житель Иланского был ссыльным.

В 1822 г. Иланский стал волостным центром Канского округа, являвшимся в то время самым крупным селом между Канском и Бирюсой. Жители его занимались обслуживанием тракта: ремонтом дорог, мостов, гатей, верстовых столбов, заготовкой для этих целей леса, содержанием перевоза через реки, лошадей и подвод, помещений для арестантов и стражи и т. д.

В 1894 г. в связи со строительством железнодорожной Транссибирской магистрали в пяти верстах от Иланского началось строительство депо и станции. При станции Иланской возник поселок. С появлением железной дороги хозяйственный уклад села Иланского изменился: извозный промысел стал исчезать, возникли промыслы, связанные с обслуживанием железной дороги. Население было занято на заготовках леса для шпал и построек, выжигало древесный уголь для кузниц станции.

В 1900 г. в селе Иланском, входившем в состав Анцирской волости, насчитывалось 622 двора и 5,5 тыс. жителей. В 1914 г. село вновь стало волостным центром. Город Иланский образовался при слиянии старого села Иланского и железнодорожного поселка.

В начале XX в. Иланский был крупным центром революционного движения: к 1903 г. здесь была создана группа социал-демократов под руководством Красноярского комитета РСДРП. К маю 1906 г. в ее рядах насчитывалось 50 человек. Железнодорожники стали активными участниками революции 1905—1907 гг. Из их среды вышли такие деятели, как Ф. Гринько, Н. Березовский, А. Смагин и др. 12 января 1906 г. рабочие депо станции Иланской подверглись расправе со стороны карательного отряда генерала Меллера-Закомельского. В декабре 1918 г. рабочие из Иланского вместе с рабочими из Канска приняли активное участие в вооруженном восстании против колчаковцев, которое было жестоко подавлено.

В 1933 г. Иланский стал районным центром, в 1939 г. был преобразован в город. В 1936 г. на железнодорожных предприятиях начало развертываться социалистическое соревнование, и иланские железнодорожники установили ряд стахановских рекордов.

С началом Великой Отечественной войны на городские предприятия пришли работать женщины, домохозяйки, подростки, старики. Для фронта изготовляли оружие, в паровозном и вагонном депо обтачивали корпуса мин, в Иланском леспромхозе изготовляли лыжи и ящики для снарядов, винтовочные и автоматные ложа, в мастерских «Промартели» шили военное обмундирование.

В Иланском был размещен госпиталь, а в 1942 г. создан дом инвалидов. В 1945 г. для инвалидов Великой Отечественной войны была открыта профшкола. Тысячи иланцев сражались с врагом на фронтах Великой Отечественной войны, а А. К. Корнеев, В. И. Шабалин, А. С. Александрови И. И. Крюк были удостоены звания Героя Советского Союза.

В послевоенные годы стали активно развиваться предприятия железнодорожного узла. В 1960 г. на станцию Иланскую прибыл первый электровоз. В 1960—80-е гг. были построены новое здание железнодорожного вокзала и Дворец культуры железнодорожников, были возведены новые здания предприятий, объекты социальной инфраструктуры.

В Иланском родились дважды Герой Социалистического Труда В. И. Долгих, заслуженный работник культуры Н. П. Силкова.