Туруханский район: Город Игарка

Город Игарка

Город Игарка является городским поселением, расположен в границах Туруханского района Красноярского края на берегу Игарской протоки реки Енисей. Расстояние от Игарки до краевой столицы, города Красноярска, по прямой составляет 1 330 км. В состав городского поселения входит непосредственно город Игарка.

Игарка связана с краевым центром воздушным и водным сообщением: зимой и летом добраться до города можно на самолете и вертолете, а в период летней навигации — на теплоходе по реке Енисей. В зимнее время до Игарки из других поселков можно добраться по зимникам.

Игарка расположена в зоне тундры и лесотундры за северным Полярным кругом. Город построен на вечной мерзлоте. Мощность мерзлоты в районе Игарки на плоских участках составляет от нескольких до 35 м, максимальная мощность мерзлоты достигает 50—60 м.

Климат резко континентальный. В течение двух первых месяцев солнце практически не заходит за горизонт, а в декабре — январе — полярная ночь.

История

Некоторые географы считают, что город получил свое имя от впадавшей в Енисей реки Большая Игарка и ее притока Игорки. Впервые Игарскую глубоководную протоку, на берегу которой расположен город, нанесли на карту в середине XVIII в. участники Великой Северной экспедиции Ф. Минин и Х. Лаптев.

Согласно исследованиям краеведа А. В. Вахмистова, топоним Игаркино зимовье относится к тому же типу, что и Хантайское, Хетское, Туруханское зимовья, и происходит от имени реки, на которой оно стоит. По одной из легенд, поселок был назван Игоркой, а потом городом Игаркой по имени местного рыбака и охотника Егора Ширяева, чьи угодья находились в этом месте и которого местные жители превратили из Егорки в Игарку. Однако документальных свидетельств этому факту нет.

Имя острову Игарскому, на котором расположен аэропорт и небольшой жилой поселок, было дано уже после начала строительства города. На карте А. И. Вилькицкого в 1897 г. остров был отмечен как Самоедский, а протока носила название Осетровой.

Зимовье Игарское было описано Харитоном Лаптевым, участником Великой Северной экспедиции 1735—1741 гг. В «Атласе Российской империи», изданном в 1745 г. директором Географического департамента Гензиусом, есть река Игарка, на которой стоит зимовье Игарское. Этот атлас из 19 карт по своей точности и полноте превосходил все имевшиеся до того времени в Европе.

Игаркино зимовье (ныне станок Старая Игарка) было расположено на левом берегу реки Енисей, напротив современной Игарки. В книге «Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 г.» Ивана Семеновича Пестова, статского советника и председателя Енисейской казенной палаты, отмечается, что в зимовье Игарском (между станками Сушково и Носовское) — один дом, живут крестьяне, имеют коров. Этнограф, член-сотрудник Сибирского отдела Русского географического общества Александр Мордвинов, предпринявший служебную поездку на север губернии, описывал в журнале «Современник» в 1860 г. увиденное на игарской почтовой станции: «Икарская станция оказалась еще хуже Шушковской (речь идет о станке Сушково). Это была единственная, тесная, буквально набитая людьми и столь сырая изба, что по стенкам текла вода. Некогда в Икарках, говорят, жили отлично, были большие дома и всего в избыток. Семейство крестьян Шадриных, существовавшее здесь, все переселились, дома развалились, и лишь осталось обедневшим наследникам скудное наследство».

В «Списке населенных пунктов Енисейской губернии», изданном в Красноярске Енисейским районным переселенческим управлением в 1911 г. по данным 1903 г., есть станок Игарка Дудинского участка Туруханского края, состоящий из двух дворов, с девятью душами мужского пола и семерыми женского. В приполярной переписи 1926—1927 гг. в станке Игарка Дудинской волости уже отмечено 22 человека: зафиксированы фамилии Анциферовых, Мельковых, Поповых, Давыдовых, Султановых, Андреевых, Пальциных. Именно эти семьи помогали вначале капитану парохода «Тобол» Енисейского пароходства Петру Филипповичу Очеретько в 1927 г. выбрать место для строительства удобного морского порта.

26 мая 1921 г. В. И. Ленин подписал декрет о включении в программу государственного строительства сооружения Усть-Порта на Енисее. В 1924 г. открылась лесная экспортная навигация на Енисее. Но здесь выяснилось, что Усть-Порт для лесоперевалочных работ выбран неудачно: его акватория не вмещала прибывающие суда и не спасала их от штормов. В 1927 г. на XV съезде ВКП(б) комитету «Севморпуть» было поручено найти место для строительства на Енисее морского порта, максимально приближенного к местам лесозаготовок. Такое место было найдено на Игарской протоке шириной до 0,5 км и длиной около 10 км. 15 июня 1928 г. Совет труда и обороны принял решение начать строительство Игарского порта для производства погрузо-разгрузочных операций между речными и морскими судами. В ту первую навигацию успешно прошла опытная отгрузка 9,4 тыс. куб. м круглого леса на три морских судна, пришедшие по Северному морскому пути, — «Гунгнер», «Гронтхейм» и «Сен-Жозеф».

13 июня 1929 г. считается днем основания города Игарки. В этот день на берегу Игарской протоки сошли с парохода «Туруханец» 100 строителей-первопроходцев. Начальником строительства был назначен Н. И. Щукин. Осенью этого же года на Игарскую протоку приводнился первый самолет. Наряду со строительством жилья к 7 ноября 1929 г. был построен лесозавод, в 1930—1931 гг. — еще два лесозавода.

К лету 1930 г. были построены поселок на улице Портовой (ныне имени Смидовича), здравпункт, интерклуб, а в навигацию в Игарку прибыли женщины, семьи с детьми. С приездом женщин были организованы курсы ликбеза, коллектив художественной самодеятельности, открыты детский сад и ясли.

30 сентября 1931 г. постановлением ВЦИК город Игарка выделялся из Туруханского района в самостоятельную административно-территориальную единицу. Был создан Игарский район, включающий в себя 17 населенных пунктов от Курейки до Дудинки. К Игарскому району были отнесены селения и станки: Старо-Плахинскоеиз Усть-Енисейского района, Денежкино, Ермаково, Игарка (станок), Карасино, Курейка, Погорельское, Полой, Сушково, Усть-Курейкаи Шайтанское.

13 июня 1929 г. считается днем основания города Игарки. В этот день на берегу Игарской протоки сошли с парохода «Туруханец» 100 строителей-первопроходцев

В 1931 г. была построена графитная фабрика, перерабатывавшая графит Курейского месторождения, в 1932 г. было добыто 23 650 т графита. В этом же году было отправлено на экспорт около 55 тыс. куб. м леса. В это время в Игарку были сосланы раскулаченные из Белоруссии, Украины, западных областей России, позднее сюда ссылались финны, латыши, калмыки, литовцы, поволжские немцы. В городе оставались заключенные, вышедшие из ГУЛАГа. Руками ссыльных и заключенных и был выстроен город.

С навигации 1934 г. суда стали загружаться с капитального двухсотметрового причала. К 1935 г. в Игарке и Игарском районе было уже девять школ, детские сады и ясли, 20 медицинских работников, 24 магазина и ларька, пять столовых, интерклуб, городской клуб и библиотека, кинотеатр, совпартшкола (позже политпросветшкола) народов Крайнего Севера, типография. В 1936 г. открылся народный театр им. В. Н. Пашенной, а в 1939 г. было открыто Игарское педагогическое училище и Дом пионеров.

В 1929 г. на Игарскую протоку впервые приводнился самолет Б. Г. Чухновского. В 1936 г. уже был создан Игарский гидропорт, а в 1937 г. образована Игарская авиагидробаза.

При тресте «Северстрой» в 1930 г. была организована станция по изучению вечной мерзлоты. В 1936 г. была построена опытная лаборатория на глубине 8—14 м в толще льдистых многолетнемерзлотных пород. В 50-х гг. XX в. Игарская мерзлотная станция разрабатывала проблемы района озера Ессей в Эвенкии, строительных площадок Красноярского алюминиевого комбината, Ангаро-Пинского железнорудного бассейна, района строительства Хантайской ГЭС, в 1970-е гг. исследовала северные районы Тюменской области, оказывала помощь в изыскании оптимальных направлений трассы газопровода от Северного Урала до Надыма, практическую помощь строителям газопровода Мессояха — Дудинка — Норильск — Талнах.

В 1930-е гг. одновременно с мерзлотной станцией был основан опорный пункт северного земледелия Всесоюзного института растениеводства. Опыт полярного земледелия, начатый Игарским опорным пунктом, особенно приобрел значимость в годы Великой Отечественной войны, когда население Игарки почти полностью обеспечивало себя овощами и картофелем.

Во время Великой Отечественной войны на фронт ушли около трех тысяч жителей города, погибли и умерли от ран 444 человека. Звания Героя Советского Союза были удостоены П. П. Барбашов, В. В. Вильскийи Г. А. Слободенюк. С Игаркой связано развитие полярной авиации: здесь работали Молоков, Водопьянов, Чухновский, Чернявский, Липп, Пусэп. В 1944 г. было принято решение о строительстве сухопутного аэродрома, в 1946 г. он вступил в строй.

В послевоенное время резко возросли объемы экспортных лесоперевозок. В 1949 г. руководством страны было принято решение о строительстве торгового порта и военной базы для обслуживания Северного морского пути. Началось сооружение Полярной железнодорожной магистрали — знаменитое строительство № 501 (ГУЛАГ) и № 503 ГУЛЖДС НКВД СССР по трассе Салехард — Игарка.

В 1954 г. Игарка стала речным портом. В 1957 г. были начаты работы по реконструкции и расширению причалов. В 1977 г. из Игарки морские полярные летчики осуществляли ледовую проводку атомного ледокола «Арктика» на Северный полюс.

После пожара 1962 г. в Игарке началось каменное строительство. Первыми каменными домами стали Дом культуры, телестудия, средняя школа, детский комбинат. В 1980-х гг. был построен новый городок, состоящий из современных кирпичных зданий.

В 1970—80-х гг. Игарка развивалась как лесопромышленный центр — здесь работал крупный лесопильно-перевалочный комбинат, где перерабатывали и отгружали на экспорт более 1,25 млн тонн куб. м пиломатериалов. Мощности морского порта позволяли обслуживать сразу 25 крупнотоннажных кораблей.

Вследствие политического и экономического кризиса в стране в 1990—2000-х гг. многие предприятия Игарки пришли в упадок.

В 1977 г. из Игарки морские полярные летчики осуществляли ледовую проводку атомного ледокола «Арктика» на Северный полюс

Современность

В настоящее время основными предприятиями Игарки остаются морской порт, аэропорт, энергопромышленный комплекс. В 80 км на северо-востокот Игарки расположена Усть-Хантайская ГЭС, в 90 км на юго-восток — Курейская ГЭС.

В 130 км на северо-запад от Игарки находится разрабатываемое Ванкорское нефтегазовое месторождение, где в августе 2009 г. была получена промышленная нефть. Именно разработка «Ванкора» и дала второе рождение Игарке.

Игарский морской порт оборудован причалами для приема морских и речных судов, на вооружении состоят высокопортальные плавучие краны и буксиры. Навигационный период длится пять месяцев — с июня по ноябрь.

Игарский аэропорт в 2002—2010 гг. был реконструирован. Сегодня это современный аэродором для приема и обслуживания регулярных, чартерных и транзитных рейсов. Здесь могут принимать воздушные суда Ту-154, Ту-134, Ил-76, Як-42, Ил-18, Ан-12, Ан-74, Ан-72 и другие типы судов 3-го и 4-го класса, а также вертолеты всех типов. Через аэропорт на Ванкорское месторождение доставляют грузы и вахтовых рабочих. Аэропорт включен в Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2020 г., утвержденную Правительством России в 2010 г., как один из комплексов транспортно-логистического узла «Енисей — Северный морской путь» (Красноярск, Лесосибирск, Игарка, Дудинка, Диксон), а также транспортной магистрали «Полярная» (Норильск — Игарка — Уренгой — Салехард с дальнейшим переходом на левый берег реки Оби в городе Лабытнанги), которая бы позволила обеспечить предприятия цветной металлургии и лесопереработки прямым железнодорожным выходом к центрам международного спроса на свою продукцию.