Новосёловский район: Деревня Аешка

Деревня Аешка

В современный Новосёловский район входит поселок с интересным названием Аёшка. Человек впервые услышав это слово, обязательно остановит свое внимание на нем. Откуда же оно произошло? Исторически этот факт не известен — в районном музее данные такие отсутствуют. Год основания старой д. Аёшки также найти не удалось. Из документов районного музея, а именно по старым картам района, установлено, что изначально деревня называлась Аёшинская, затем Аёшина. В документах 1895 года в списке селений Новосёловской волости уже входит поселение под названием д. Аёшка.

На берегу Енисея, в 5 км от д. Аёшка, находится Архитектурный памятник — «Каменный мост», прозванный в народе «Екатерининским». Это единственное сохранившееся инженерное сооружение XVIII века в Сибири. Сооружение строилось с 1776 по 1796 год ссыльным польским инженером. Мост был частью тракта из Ачинского острога в Ирбинский железоделательный завод. Мост арочный, сложен из плит местного девонского песчаника по технологии, применяемой в Древнем Риме и Греции. Плиты сложены абсолютно без раствора. Внутри него свободно может проехать легковая автомашина.

В настоящее время сооружение разрушается — заброшенную в 1950-е годы дорогу вновь накатали сначала рыбаки, а затем уже и тяжелые трактора.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\9.jpg

По мнению бывшего работника районного музея А. Кержаева название деревни произошло по фамилии хакасов Аёшиных. Старожилы деревни также придерживаются этой версии. Многие вспоминают, что семья хакасов с фамилией Аёшины имела большие отары овец и была очень богата по тем временам. Пасли они свои стада на земле, где в дальнейшем создали деревню Аёшка.

По мнению других старожилов изначально уже был хутор, а недалеко от него проживала со своими стадами семья хакасов – пастухов с фамилией Аешины. В дальнейшем хутор стал разрастаться, и его переименовали в д. Аёшка.

Из воспоминаний Марии Павловны Катцыной: «Деревня располагалась на берегу реки Енисей. Рядом была большая гора, вершина которой осталась видна после затопления. Очень жаль, что деревню не перенесли на этот берег. Жалко было расставаться с родными местами, с красивой рекой. Расстояние от деревни до реки было где-то около одного км. На этом отрезке было много обрывов, мы называли их ярами. Я запомнила только несколько названий, например: Варушкин яр, Молоканский яр, Школьный яр. В деревне было несколько улиц. Одну из улиц пересекал большой овраг, через который был построен добротный мост. Деревья росли на островах и на берегу реки».

Енисей в то время был могучей рекой, течение быстрое, вода всегда холодная. Воду брали из реки. Долгое время для тракторов возила ее в бочке на коне Устинья Васильевна Сиротинина. А для питья и домашних нужд воду жители носили на коромысле. Путь их пролегал через крутой яр. Белье ходили стирать на берег как летом, так и зимой.

В свободное время жители ловили в Енисее рыбу: стерлядь, пелядь, а щуку многие даже не считали за рыбу. У жителей деревни до войны рыба стояла засоленная на зиму целыми кадками, а стерлядь возили на продажу в Красноярск.

Весной Енисей сильно разливался, затапливая все острова и прибрежные берега. В ожидании паводков совхоз вел большую подготовительную работу. К ледоходу имели исправные лодки и катер в полной готовности. До разлива реки все материальные ценности и животных убирали из предполагаемой зоны затопления. Активисты вели круглосуточное дежурство. Старожилы вспоминают, что весной все жители деревни выходили на берег Енисея и смотрели, как быстрое течение реки взламывает лед. Происходило это всегда ночью, кругом стоял сильный грохот ломающегося льда и шум бушующей воды могучего Енисея.

Из воспоминаний Анны Гавриловны Гуляевой: «Перед войной в деревне установили радиоточку. В каждом доме повесили тарелку – радиоприемник. Моя бабушка Василиса не давала никому из родственников выключать эту тарелку, внимательно слушала все подряд: «Не ты вешал и не тебе выключать». Тогда же в деревне стали показывать привозное кино. Если у детей не было денег, то могли пропустить на просмотр за несколько куриных яиц».

Из воспоминаний Е. С. Черкасова и В. Е. Паршина: «У старой деревни в 50-е годы были острова: «Маленький остров», «Лохматый остров», «Большой остров», на котором стоял домик бакенщика. Мы часто бегали за щавелем, за сладкой черемухой и кислицей на «Маленький остров». А чтобы попасть на него все обходили русло реки по косе с чистым и мягким песком или переплывали на лодке через залив. На этих островах кто-то косил сено, а кто-то на песке выращивал неплохой урожай арбузов.

После создания овцесовхоза в деревню каждый год приезжали новые люди, жили высланные эстонцы. Но мало кто из них прижился на нашей сибирской земле.

Недалеко от школы был Школьный яр, по которому дети катались на санках и лыжах».

После затопления, на месте, где находилась старая деревня Аёшка, образовался залив, который носит название Аёшинский. А на месте, где стояла деревня Кокорево, разливаются воды Енисея под названием Кокоревский залив.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\1.jpg

В 30-х годах прошлого века в стране началась коллективизация. В Аёшке была создана коммуна им. Сталина. Обобществили все, вплоть до курицы. Коммунары все делали с песней: с песней шли на работу и с работы, три раза в день с песней шли в столовую. Организатором и первым секретарем коммуны был Сергей Петрович Катцын. Как и везде по стране были люди, принимавшие коллективизацию, советскую власть, а были и против нее. Отсюда жестокая борьба, создание банд, расправа с коммунистами, которые были активными организаторами коммун.

В 1939 году в районе образовался Новосёловский совхоз. Вначале контора находилась в деревне Аёшка. Первым директором был Вихонцев. Чтобы развиваться и строится, хозяйству нужны были рабочие руки. Вербовщики посылались в разные районы страны. В основном работать в Новосёловский совхоз приезжали с Алтайского края, Казахстана, Челябинской области. Приезжали чаще всего семьями. Жилья для них не было, поэтому многие жили в землянках на берегу реки, которые часто заливало в половодье. Жили они так до 50-х годов. В дальнейшем для них из Аёшки перевезли барак. В 1940 году контора переехала из д. Аешка в д. Яново. Туда же было перевезено много домов из ближайших деревень: Аёшка, Кугунек, Тесь. Кошары для овец строили из местного материалов: камня, леса. Крыша была из дерна. Овец завозили племенных. Первое время их закупали в Учумском племхозяйстве. Стригли овец вручную до 1935 года. Вместе с овцами содержали и коз, которых доили до 1942 года, а молоко сдавали государству для изготовления брынзы и масла. Для пастьбы и охраны отар держали собак, в основном это были овчарки. Зоотехником в 1930-1949 гг. был А. М. Урман.

Совхоз сеял зерновые культуры. Первый урожай собрали в 1931 году. Первые трактора — Фордзон – путиловец. К началу 1932 года их в совхозе было 27 штук. Затем появились ХТЗ, СТЗ и У-2. Снопы вязали вручную до 1935 года, пока не поступили прицепные комбайны «Коммуна» и «Сталинец-1». В 1937 году появились первые гусеничные трактора. К началу войны совхоз был уже рентабельным хозяйством. Посевная площадь 6 тыс. га, овец насчитывалось 9 тысяч голов.

В 1939 году передовики сельхозартелей ездили на ВДНХ в г. Москву со своим передовым опытом: сельхозартель из д. Яново «Гроза капитала», из д. Кокорево «Красный Орел», колхоз им. Сталина из Аёшки.

Колхоз им. Сталина славился высоким урожаем зерновых. На ВДНХ в Почетной книге написано, что за 1939 – 1940 гг. колхоз получил урожай зерна свыше 23 ц. с га. Колхозники вспоминали, что за отработанные трудодни выдали в очень большом количестве зерно и мед.

Участником выставки была и «Овцеферма» этого колхоза. В той же Почетной книге указано, что рабочие получили на 100 овцематок 132 ягненка.

Народный комиссар земледелия не раз присылал колхозу поздравления и благодарности. Также, колхозу им. Сталина за высокие достижения в работе присужден Диплом 1 степени. А правительством страны он дважды награжден орденом Красного Знамени.

В колхозе держали племенных лошадей, конюхом долгие годы был Гавриил Сиротинин. Эти лошади часто занимали призовые места на скачках краевого значения.

Во время Великой Отечественной войны в стране все работали под девизом: «Все для фронта, все для Победы». Из колхоза им. Сталина на фронт отправляли хлеб, мясо, шерсть, из овечьего и козьего молока делали неплохую брынзу и сыр. Всех племенных лошадей отдали фронту в первые дни войны. Пожилые женщины и подростки ночами, после работы, вязали для фронта шерстяные рукавицы и носки.

Из совхоза все мужчины ушли на фронт. На трактора пришлось садиться молодым парням и девчонкам. Сестры Васса и Поля Солдатовы по очереди трудились на ЧТЗ, Татьяна Александровна Кожура, Евдокия Адамовна Кожура работали на тракторе «Сталинец». Эти юные, хрупкие девушки работали на равных с парнями. Молодые девчонки целыми сутками не отходили от своего «железного друга» — день работают, а ночь его ремонтирует. Так всю войну и еще несколько послевоенных лет.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\2.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\3.jpg

Из воспоминаний М. П. Катцыной и А. Г. Гуляевой: «На колхозных полях в 40-е гг. работали все жители, выходили даже 5-летние дети. Ребятишки осенью собирали колосья, которые оставались на поле после уборки. Детям в конце рабочего дня выдавали паек – небольшую лепешку из ржаного хлеба и стакан молока. Молоко выпивали прямо на поле, а лепешку дети постарше несли домой, в «общий котел».

Работали все с рассвета до рассвета. Чтобы переодеться, помыться в бане, колхозники иногда ночами ходили пешком домой. За рабочие дни в колхозе им ставили трудодни, за которые в конце года получали немного продуктов.

Во время войны и после войны мужчин и молодежь отправляли в тайгу на заготовку леса. Выполнишь норму — дадут небольшой паек, а если нет — пей бульон без хлеба.

Из воспоминаний Анны Гавриловны Гуляевой: «Мы пилили большие деревья, обрубали с них сучья, а другие люди летом вывозили их и сплавляли по реке. Если на заготовке леса попадешь к добросовестному бригадиру, то останешься жив. На улице мороз 30, на ногах рваные валенки, которые невозможно уже было починить, поэтому на них наматывала тряпки, одежда плохая, самосвязанная из грубой шерсти, в ней водились вши. Но больше всего мучил голод. От голода и от мороза пухли ноги и руки. Чтобы выполнить заданную норму, не хватало сил. Значит опять не получаешь паек. С большой благодарностью вспоминаю своего бригадира Германа Филатовича Лаврентьева».

Из воспоминаний М. П. Катцыной: «Я на заготовку леса ездила 3 года. До тайги добирались на конях 3-4 дня. Уезжали с первыми заморозками, как встает лед на реке и до первых проталин на полях. Кроме вшей и голода очень хорошо запомнились сугробы в тайге. Идешь и как провалишься в сугроб, одной уже тяжело вылезти из снежного плена. На заготовку приезжали рабочие из пяти колхозов. Жили в построенных наспех бараках. В мороз свыше 30 на работу не ходили. А весной, как приезжали домой, так нас сразу посылали на заготовку леса уже в бор».

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\4.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\5.jpg

В конце войны и первые послевоенные годы в деревне был голод. Весной продукты – мука и крупы — были все съедены. Поэтому ели картофельные очистки, иногда лепешки из муки грубого помола, добавляя первую траву. В некоторых семьях продавали вещи, которые покупали в «хлебные» довоенные годы. Летом было немного легче: спасала ягода, сладкие коренья, варили суп из сусликов. Тайком собирали колосья в полях, за что могли посадить в тюрьму. Приходилось рвать лебеду, из которой варили суп или делали очень горькие лепешки.

Из воспоминаний А. Г. Гуляевой: «Весной 1946 года у нас в доме умирала больше от голода, чем от болезни, трехлетняя девочка Нина, а все стояли на улице вокруг костра и ждали когда сварится суп из лебеды. А семья была большая: бабушка, мама и пятеро детей. У всех в голове была одна мысль, чтобы поскорее поесть».

Но, несмотря на все тяготы, колхоз в военное время не убавил ни одного гектара посевных площадей. Люди работали не покладая рук. Своей работой хотели приблизить долгожданную Победу.

В 1959 году д. Аёшка относилась к Новосёловскому Овцесовхозу как ферма № 5. В деревне числилось 170 рабочих. На ферме держали овец, КРС, свиней, лошадей, несколько ульев с пчелами. Директор совхоза — Ф. Д. Туренко, управляющий – Назар Назарович Обеднен, бухгалтер — Е. И Акулов.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\6.jpg

В связи со строительством Красноярской ГЭС в 1964 году началось переселение сел с берега реки Енисей. Проходило оно несколько лет. Надо было перенести 30 сел района. Печальная участь постигла и д. Аёшку. Людям тяжело было уезжать с «насиженного». Было страшно поверить, что их земли, где они прожили свою жизнь, где жили их предки, будет находиться на дне Красноярского водохранилища.

Вода наступала очень медленно, поднималась каждый день на 20-30 см. Переносили села, вырубали лес, сносили, а иногда даже взрывали строения, велась расчистка и санитарная обработка освобождаемых площадей от населенных пунктов, сельских погостов и скотомогильников. Жители деревень старалась вывезти все, что можно увезти. Везли на тракторах, на конях добротные дома, лес, вещи, мебель, оборудование, а некоторые даже тела усопших родственников. Животных, как частных, так и совхозных перегоняли частями. Дома перевозили целиком, даже не разбирали. А за те дома, что уходили под воду, хозяину дома государство выплачивали неплохие деньги.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\43.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\45.jpg

Долго решали, в какое место перенести Аёшку: одни не хотели уезжать далеко от старых мест, другие боялись, что воды Красноярского водохранилища будут затапливать дома. В конце концов, пришли к общему мнению, что лучшее место для нее это заимка — хутор под названием Прирез.

Прирез построен был для того, чтобы откармливать телят. Их закупали у местного населения. До переселения здесь жило семей 5-6 в саманных бараках. В 1956 году при директоре Е. Дубовской на Прирезе начали вести строительство домов, в которые вселялись приезжие семьи. Вначале 60-х гг. уже жили 25 семей. По-прежнему жители вели откорм молодняка КРС. Для содержания и обслуги скота, рабочие сеяли зерно, держали несколько лошадей. Воду брали из колодца, стоявшего на роднике. Рядом была общая баня. Для того чтобы удобнее гонять молодняк на водопой к роднику через овраг был построен каменный мост и создан пруд. В настоящее время остались некоторые фрагменты моста, а родниковая вода потихоньку течет и в наши дни по дну оврага в Енисей.

Так как Прирез был скорее небольшой заимкой совхоза, чем деревней, то в дальнейшем поселение стало носить название Аёшка. В «новую» деревню Аёшка вошли заимка Прирез, д. Кокорево, старая д. Аёшка.

Школа была построена в начале 30-х гг. Стояла она над обрывом на той же улице, что и контора. В 1935 году в первый класс пошли более 15 человек. Всего в школе учились около 50 учеников. С любовью вспоминают они своего первого учителя Галину Степановну Кожуховскую.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\11.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\10.jpg

После затопления, начали учиться в той школе, что стояла в д. Прирез.

Учитель Вера Васильевна Примоленная начинала свою работу в Прирезе, продолжила работать она там и после переноса деревни, до выхода на пенсию.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\12.jpg

В конце 1968 года была открыта новая школа, построенная из кирпича, где работали учителя Валентина Ивановна Сургутская и Анна Емельянова Акулова.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\13.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\14.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\15.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\44.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\48.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\50.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\16.jpg

Дети после окончания начальной школы каждый день ездили учиться в Толстомысенскую среднюю школу. И так продолжалось до 2009 года. Сейчас все школьники с 1 по 11 класс обучаются в п. Толстый Мыс. В здании Аёшенской начальной школы находится филиал Толстомысенского детского сада «Аленушка». В 2014 году началось строительство нового детского сада.

Первый сельский клуб был земляным, т.е. из дерна. Первый работник клуба — Николай Киприянович Корноухов. В 1934 году силами молодежи из саманных кирпичей был построен новый клуб с фойе, зрительным залом, сценой. Клуб был назван именем С. М. Кирова. В том же 1934 году совхоз оказал неоценимую помощь в культурно-массовой работе — приобрел музыкальные инструменты. Стали работать разнообразные кружки, появилась самодеятельность. В 50-е годы был даже свой духовой оркестр, которым руководил эстонец Ян Тарнус. Художественной самодеятельностью занимался Леопольд Янович Зирне – прекрасный руководитель, организатор и артист. Клуб простоял до середины 60-х гг., т.е. до затопления. В Аёшинском сельском клубе долгое время зав. клубом работала Вера Ефимовна Паршина. С 2007 года в клубе работает Елена Викторовна Останина.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\52.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Аёшка\47.jpg

В библиотеке до марта 1955 года работала Анна Николаевна Козеняшева. После смены нескольких библиотекарей 4 ноября 1965 года пришла работать Таисия Александровна Кондырева. Проработала она примерно до 1974 года. С 1974 по 1980 год – Татьяна Ивановна Гуляева. С 1980 по 1984 год – Людмила Николаевна Сиротинина. С 1984 по 1988 год – Нина Егоровна Катцына, Елена Владимировна Козина. С 1988 года и до настоящего времени библиотекарем работает Ирина Ивановна Теплюк.