Ермаковский район: Усинский тракт

Усинский тракт

Усинский тракт

Усинский тракт, магистральная автомобильная дорога Абакан–Кызыл протяженностью 436 км. Построен в 1911–17 как гужевой тракт, с 1932 – автомобильная дорога. Название получил от р. Ус (приток Енисея), в долине которой проходит 85 км дороги.

В 1886 году из Минусинского округа был выделен Усинский пограничный округ. Площадь округа составляла 21856 кв.км (19172 кв. версты). Дорог в округе не было. Сообщение с деревнями Минусинского округа производилось по реке Енисею и летним вьючным тропам из сёл Шушенское и Григорьеека. В это же время возникает необходимость в проведении дороги через Усинский пограничный округ, которая имела бы торговое, военное значение и способствовала заселению малообжитых районов. В то время все товары в Урянхай и обратно в Минусинский уезд доставлялись двумя путями: по реке Енисею - зимой на санях, летом -сплавлялись на плотах и по вьючным тропам. Вьючную тропу через Усинский край купцы использовали для торговли с Китаем. Этот путь был гораздо короче, чем путь через соседнюю Иркутскую губернию. Предметом ввоза в Урянхайский край служили, главным образом, пушнина, мануфактурные, бакалейные, мучные, москательные (сера, краска, ртуть, лекарственные соли) товары и предметы домашнего обихода. Вывозили в Минусинский уезд, в основном, пушнину, овчины, кожи, мерлушки, соль и другие товары.

В 1896 году минусинские купцы Г.П. Сафьянов, Н.П. Пашенных, Н.Ф. Веселков, имевшие уже в то время на территории Урянхайского края свои торговые фирмы, ходатайствовали перед Иркутским генерал-губернатором о проведении через Усинский округ чайного пути из монгольского города Улясутая. Г П.Сафьянов за свой счет произвел исследование пути через село Каратуз. По решению Иркутского генерал-губернатора на изыскание была выделена сумма 3000 рублей и командирован в Усинский округ старший техник Главного Сибирского тракта Сикорский. Вывод Сикорского о высокой стоимости строительства на несколько лет затормозил все дальнейшие работы. В результате по настоянию начальника Усинского пограничного округа В.А. Александровича, неоднократно проводившего изыскания по реке Буйбе, Иркутский генерал-губернатор в 1906 году направил в Усинский округ инженера Глебовича. В этом же году в г Иркутске при генерал-губернаторе состоялось совещание о путях сообщения в Сибири, на котором был решен вопрос о проектировании колёсной дороги через Усинский округ Предложили два варианта дороги - Кебежский и Ойский, предпочтение отдано Ойскому. Проект разработал инженер Глебович. Проект дороги в полном варианте был готов в 1910 году. Сметы и чертежи Усинской колёсной дороги весили около одного пуда (16 кг).

Строительство Усинской колёсной дороги началось в августе 1910 года. Подрядчиками являлись крестьяне А.А. Курилов и К.И. Иванов. Начальником строительства дороги был назначен Эпингер, инженером - П.Н. Широков. Вся дорога от деревни Григорьевки до Туранской дороги длиной 175 км (165 верст), шириной 6,5 м (3 сажени) была разбита на 3 участка. 1-ый участок - 1-32 км, 2-ой участок - 32-102 км, 3-ий участок -102-175 км. На строительстве дороги работали крестьяне м переселенцы, а с 1912 года каторжане и политссыльные. Строили дорогу вручную. В октябре 1913 года были завершены работы на 1-ом, головном, участке. Летом 1914 года из Минусинска до Григорьевки впервые проехал бельгийский полуторатонный грузовик. А в декабре, из села Верхне-Усинского в Минусинск прибыл первый конный обоз с товарами. В 1916 году закончили работы на 2-ом участке. К осени 1917 года предполагалось завершить 3-ий участок. Но революционные события 1917 года и отъезд каторжан и ссыльных прервали строительство и дорога осталось недостроенной. За годы гражданской войны Усинской тракт значительно пострадал. Лишь с 1920 года началось восстановление Усинской дороги. К работам были привлечены крестьяне за трудryжналог А с 1925 года к строительству было привлечено население Минусинского уезда. Постоянный штат дороги составлял от 23 до 35 человек. В 1926 году от Кызьиа до Минусинска и обратно совершил первую поездку автомобиль системы «Дейч». Для организованной перевозки грузов в Танну-Туву в 1929 году создается общество «Союзтранс».

В 1933 году предполагалось начать реконструкцию и строительство Усинского тракта для прохождения автомобильного транспорта. Первые машины «Форд» пришли в 1932 году, затем - автомобили «АМО». Завершение работ по строительству тракта предусматривалось к концу 1935 года. Тракт разбили на 7 прорабств. В 1934 году были построены Ермаковский и Казанцевский мосты и начато строительство Усинских мостов. Для завершения строительства Усинского тракта в 1935 году были привлечены заключенные из Сиблага. Управление Стройшосдора №5 стало подчиняться ЦУдортрансу НКВД. К концу 1935 года тракт от города Минусинска до Государственной границы был в основном построен. Всё имущество передана дорожно-эксплуатационным участкам (ДЭУ): ДЭУ-975 (r. Минусинск), ДЭУ-976 (деревня Григорьевка), ДЭУ-977 (станция Арадан). По договору с Танну-Тувой развернулось строительства тракта и на её территории. На станции ((Пограничная)) правительство Танну-Тувы в конце 1936 года открыло торговое представительство для приёмки и передачи товаров. В этом же году на Усинском тракте были достроены мосты по реке Ус. Через реки Абакан и Енисей (перед Минусинском) на переправах работали паромы.

С окончанием строительства тракта в 1937 году управление Стройшосдора М5 было переименовано в Управление Усинского тракта ГУИОСДора НКВД СССР.После вхождения ТНР в состав СССР было создано местное управление дорожного строительства. С 1945 стало налаживаться автобусное сообщение Кызыл—Абакан. Возникла необходимость расширить тракт и покрыть его асфальтом. Эта работа началась в 1954, и к концу ХХ в. автодорогу заасфальтировали. Построены новые мосты через таежные реки и Енисей. В 1996 завершен обход опасного Веселого Косогора. Усинский тракт соединил Россию и Туву, открыл для Тувы выход к Транссибирской магистрали, положил начало строительству автодорог внутри республики.