Туристический портал Красноярского края
и республик Хакасия, Тыва
Номер телефона
Объект на интерактивной карте
56.0059580380298
92.8303029083393

Красноярский железнодорожный вокзал

Активный отдых. Развлечения

Торжественное открытие современного пятиэтажного здания Красноярского железнодорожного вокзала состоялось 7 декабря 2004 г., в день празднования 70-летия Красноярского края. Он был построен в кратчайшие сроки — за два года вместо планировавшихся пяти лет.

Здание выполнено в классическом стиле, к нему пристроен пригородный павильон. Купол средней части здания венчает шпиль, фасад украшен гранитными колоннами. Наружная отделка цоколя и крыльца — мрамор, стены — высококачественная штукатурка. Интерьеры выполнены с использованием элементов классического стиля. Облицовка стен и полов выполнена плитами из натурального камня.

Общая площадь здания — 12 300 кв. м, пропускная способность вокзала — 2 500 человек в сутки. Пассажиропоток составляет свыше 850 тыс. человек в год.

Здание проектировал Новосибирский проектно-изыскательский институт «Сибжелдорпроект», главный инженер проекта — А. В. Розуменко, авторы проекта — архитекторы И. М. Башкиров, В. А. Григорьев, В. В. Егоров. Проект награжден дипломом конкурса «Золотая капитель» 2005 г.

История

К моменту прибытия в Красноярск первого поезда — 6 декабря 1895 года — губернский город уже имел вокзал, возведенный из камня, и один железнодорожный путь. Год спустя здесь были возведены дополнительные станционные пути, локомотивное депо на 25 паровозов, главные железнодорожные мастерские (их облик практически не изменился за последние 120 лет, и сегодня именно их первыми видит пассажир поезда, прибывающего на станцию Красноярск с запада).

Первое здание вокзала было построено по проекту архитектора Николая Соловьева. Помещение имело залы ожидания 1-го и 2-го классов. Красноярский вокзал был в то время единственным вокзалом 2-го класса на Средне-Сибирской железной дороге. Здание было украшено фронтонами и парапетами.

В начале ХХ века железнодорожный вокзал был местом народных гуляний. На вокзал приходили семьями, выпивали и закусывали в буфете, смотрели на поезда и прогуливались на перронах. Однако с ростом населения Красноярска старое здание стало тесным. В сентябре 1961 г. было построено новое здание вокзала, однако его площади уже на момент сдачи в эксплуатацию не соответствовали имеющимся пассажиропотокам, и встал вопрос о его реконструкции. В ноябре 2000 г. новосибирский институт «Сибжелдорпроект» получил задание на разработку проекта, а уже в 2003 г. развернулась реконструкция всего вокзального комплекса.

Красноярский железнодорожный вокзал существенно изменил свой облик. Купол средней части украсился шпилем, а восточная и западная пристройки выросли вверх на три этажа, в них появились лифты. После реконструкции 2004 г. его по праву называют «вокзал-дворец». При облицовке использовался самый долговечный и красивый отделочный материал — гранит. Кроме российских предприятий, гранит поставляли также предприятия Испании и Китая.

В ходе работ площади красноярского вокзала увеличились почти вдвое и составили 12 300 кв. м. Современный вокзал способен вмещать до 2 500 пассажиров дальнего следования. Здесь есть три комфортабельных зала ожидания и комнаты отдыха, раздельные кассовые залы для пассажиров дальнего следования и пригородного комплекса, работают детские уголки и пункты общественного питания, установлены терминалы по продаже билетов. В новом здании разделены пассажиропотоки дальнего и пригородного сообщений: справа размещено отдельное здание для пригородного сообщения вместимостью 700 человек. Количество билетных касс дальнего следования увеличено с 10 до 16.

Сегодня железнодорожный вокзал Красноярск является интермодальным транспортным узлом, соединяющим не только пригородные и дальние железнодорожные пассажирские перевозки, но и множество городских маршрутов и междугородные автоперевозки. В год услугами вокзального комплекса станции «Красноярск-Главный» пользуется более 2 млн человек.

Привокзальная площадь

Украшением Красноярска стала привокзальная площадь — ее реконструкция была проведена вместе с реконструкцией вокзала. Сегодня это единственная привокзальная площадь в России, украшенная геральдической символикой: лев с серпом и заступом, установленный на 16-метровой стеле, изображен на гербе Красноярска. Фигура льва выполнена на Сибирском инструментально-ремонтном заводе (Красноярск).

Три фонтана, которыми украшена привокзальная площадь, — сложное современное сооружение. Здесь установлены «поющие фонтаны» с оригинальной подсветкой. Электронная система управления позволяет варьировать мелодии и световые эффекты.

Существовало несколько проектов реконструкции привокзальной площади. Варианты рассматривались и на градостроительном совете администрации Красноярска, и на техническом совете КЖД, и в новосибирском проектном институте. В результате за основу взяли проект Андрея Касаткина — ученика известного красноярского архитектора Арэга Демирханова.

Новая привокзальная площадь увеличилась в общей сложности на полторы тысячи метров (с 7 до 9,5). Согласно проекту, автобусную и троллейбусную остановки совместили, а легковой транспорт с площади убрали.

Раритетный паровоз-памятник после реконструкции обрел достойное место. Теперь отреставрированный паровоз, носящий имя Серго Орджоникидзе, встречает гостей города на перроне вокзала.

На фасадах Красноярского железнодорожного вокзала установлены уникальные швейцарские часы. Два часовых циферблата смотрят на Привокзальную площадь, два других — на перрон. Новый красноярский хронометр изготовлен в Санкт-Петербурге на предприятии ООО «Мобатайм системс» по проекту, разработанному специально для Красноярского железнодорожного вокзала. Огромные стеклопластиковые стрелки выполнены с учетом сибирского климата — их материал полностью исключает намерзание.

Благодаря внутренней подсветке циферблат виден издалека. Часы показывают эталонное время, синхронизируемое со спутника: блок управления постоянно отслеживает положение стрелок. На красноярском вокзале, как и на всех железнодорожных вокзалах России, часы показывают московское время. При сборке механизма было использовано лучшее швейцарское оборудование. В ходе монтажных работ механизмы весом почти 400 кг каждый поднимали на 30-метровую высоту с помощью крана.