Речной вокзал Красноярска — один из символов и визитная карточка города. Его любят и туристы, и местные жители. Ведь что может быть лучше прогулки по великолепному Енисею в летние жаркие дни? История вокзала началась не так давно, в 1940 году. Но его необходимость жители города ощутили гораздо раньше. За не слишком длинную жизнь вокзал успел немало пережить.
История речного вокзала
Речные пристани были в Красноярске практически с самого момента его основания. Их владельцами были богатые купцы или городские власти. В начале 20 века особой популярностью пользовались две — Гадаловская и Сибирская. В 1934 году их объединили в пароходство, которому, конечно же, требовался какой-то центр.
О строительстве речного вокзала в Красноярске заговорили еще в конце 1930-х годов, когда город развивался и преображался. В 1940 году московский архитектор А.В. Курносов, предложил проект, который был принят руководством города. Он полностью был выдержан в стиле советского конструктивизма и во многом напоминал Северный речной вокзал в Москве.
С началом Великой Отечественной войны все градостроительные планы изменились. Жители Красноярска, хоть город и находился далеко от тех мест, где велись кровопролитные бои, делали все для того чтобы помочь фронту и приблизить Победу. Естественно, все запланированные строительные работы пришлось отложить. Не исключение и здание речного вокзала.
К идее возведения на берегах Енисея городской гавани вернулись лишь в 1948 году. В первую очередь рассмотрели старый проект, однако у власти появилось к нему немало замечаний. И место решили изменить, да и само здание вдруг перестало устраивать.
Правки в проект было поручено внести местному архитектору А.М. Голубеву. Он учел все замечания и предложил, по сути, новый проект. От предыдущего остались лишь базовые моменты и слегка уловимое сходство с московским Северным речным вокзалом. В 1949 году работа А.М.Голубева была утверждена на краевом и государственном уровне. Именно он по сей день и считается автором здания Красноярского речного вокзала.
После согласования проекта начались строительные работы. Из-за сложных природных условий и непростого амбициозного проекта велись они достаточно долго и были завершены лишь в 1952 году. Новое здание быстро и удачно вписалось в городской пейзаж. Местные жители полюбили его не только за красоту, но и за функциональность. Добраться до многих населенных пунктов края стало гораздо проще, и для многих поездка на дачу из головной боли превратилась в настоящий праздник.
На втором этаже здания сразу же после открытия начал работу один из самых известных в Красноярске ресторанов. Заветный столик долгие годы был мечтой каждого жителя города.
В 1958 году макет здания Красноярского речного вокзала представлял нашу страну на международной выставке в Брюсселе. Проект получил международное признание и был удостоен серебряной медали.
Красноярский речной вокзал сегодня
Шли годы, Красноярский вокзал с каждым годом все больше и больше укреплял свои позиции в глазах гостей города и местных жителей. Многие без него перестали представлять свою жизнь. Казалось, ничего в городе нет стабильнее, чем жизнь этого здания. Однако время вносит свои коррективы. Менялась власть, менялась жизнь, менялись приоритеты…
В начале 20 века эти перемены коснулись и Красноярского речного вокзала. В первую очередь здание было сдано в долгосрочную аренду. Естественно, с 1952 года оно несколько обветшало (в начале 90-х за вокзалом совсем перестали следить) и требовалась если не реконструкция, то капитальный ремонт. Новые хозяева, недолго думая, решили превратить его в торгово-офисный центр.
Без всякого согласования с городской администрацией начались строительные работы. Местные жители, обеспокоенный судьбой городского символа, неоднократно обращались во всевозможные органы. В итоге они были услышаны, на нового «хозяина» обратило внимание министерство внутренних дел. Возбудили уголовное дело, сделку по долгосрочной аренде аннулировали. Перестройку исторического здания в центре Красноярска запретили.
В скором времени для него нашлись новые хозяева, готовые привести речной вокзал в порядок. Вновь начались строительные работы, но теперь уже без всяких нововведений. Деятельность новых хозяев регламентируются условиями государственного контракта. Он накладывает много ограничений, связанных с историческим статусом здания. Завершить реконструкцию планировалось в 2015 году, но то ли кризис, то ли бюрократические проволочки, то ли другие факторы этого сделать не позволили. Компания «Крастехснаб» ссылается на сложности оформления документов и получения разрешений. По сей день торжественная красная ленточка не перерезана, а речной вокзал «одет в леса».
Местным жителям и руководству города остается только надеяться на то, что речной вокзал в Красноярске станет лучше чем раньше, но при этом сохранит свои архитектурные традиции. И здание на улице Дубровинского по-прежнему будет визитной карточкой города.
Туристическая привлекательность речного вокзала
Красноярский речной вокзал неизменно пользуется популярностью среди туристов. Само здание достаточно привлекательно с архитектурной точки зрения, фотография на фоне названия города уже давно стала своеобразной туристической традицией. Это еще одна возможность познакомиться с традициями советского градостроительства, интересными и немного противоречивыми. Со второго этажа здания открывается чудесный вид на просторы Енисея. Правда, в настоящее время он недоступен из-за ремонта.
Привокзальная площадь, так же как и само здание вокзала, стала одним из самых популярных мест в Красноярске. Здесь часто назначают встречи, фотографируются и просто отдыхают гости города и местные жители. Ведь что может быть лучше, чем речная прохлада в жаркий летний день.
И, конечно же, гости приходят на речной вокзал для того, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по Енисею. Во время такой прогулки можно проплыть под сводами коммунального моста, насладиться природными ландшафтами, затерявшимися на берегах деревнями и поселками. Побывать в одном из таких — отличная возможность познакомиться с сибирским бытом, до которого и не добралась цивилизация, и узнать о местных традициях. Местные жители дружелюбно относятся к гостям и с удовольствием встречают туристов, которые в этих краях редкость.
Куда можно уехать с красноярского речного вокзала
Енисей традиционно привлекает туристов, а для жителей край паром порой единственный способ добраться к друзьям и родственникам, проживающих в труднодоступных метах. Навигационный сезон открывается, как правило, в марте и заканчивается в октябре.
Маршруты делятся на две группы. Первая это паромные переправы, являющиеся не просто туристическими маршрутами, а жизненно необходимым транспортом для многих жителей края. Иногда это и вовсе единственная возможность добраться на учебу или работу. По некоторым маршрутам курсирую не только пассажирские, но и грузовые суда, осуществляющие переправу личного транспорта. Длительность поездок колеблется от 15-20 минут до часа. И если для красноярцев это общественный транспорт, то гости города часто воспринимают такие поездки как возможность отправиться в коротенькое путешествие по Енисею.
Еще один способ познакомиться с сибирским красавцем — отправиться в круиз. Осуществляются они на трех теплоходах — Валерий Чкалов, Александр Матросов и М.Ю. Лермонтов. Каждый из них оснащен всем необходимым для того, чтобы туристы чувствовали себя комфортно в путешествии. На палубах каждого есть ресторан, бары, библиотека, музыкальные гостиные.
Теплоходы следуют по маршруту Красноярск-Дудинка. Путь в одну сторону занимает пять дней , круиз «от Красноярска до Красноярска» — десять. Такое путешествие позволяет из Сибирского мира перенестись совсем в другой — северный. Ведь Дудинка — это транспортное окно Норильска. В конечном пункте назначения, одном из самых холодных городов планеты, гостей ждут многочисленные экскурсии: в центр народного творчества, краеведческий музей и многие другие места.
Для знакомства с Енисеем можно выбрать любой маршрут. Сколько бы он не длился — несколько часов или несколько дней, гости смогут оценить красоту Енисея и его берегов. Природные заповедники, скалы, уходящие в воду, сибирская тайга… все это невероятно самобытно и интересно. А отправной точкой захватывающего путешествия уже не один десяток лет служит красноярский речной вокзал.
Где находится Красноярский речной вокзал
Красноярский речной вокзал находится в центральной части города, на улице Дубровинского. Неподалеку от него располагаются легендарный Коммунальный мост, музей имени В.И. Сурикова, городской краеведческий музей, комплекс На стрелке и многие другие популярные достопримечательности. Его осмотр — обязательный пункт любого туристического маршрута по городу и пешеходной прогулки.
Рядом с Красноярским речным вокзалом находится немало городских гостиниц, в том числе Октябрьская, Покровская, огни Енисея. Из окон последней открывается чудесный вид на пристань и Енисей.
Добраться до речного вокзала не составляет никакого труда — рядом с ним находится обстановка общественного транспорта, через которую проходят многие городские маршруты.