Туристический портал Красноярского края
и республик Хакасия, Тыва
Номер телефона
Объект на интерактивной карте
54.7250995884341
89.9394352223903

Писаница Соленоозерная

Активный отдых. Развлечения

Писаница Соленоозерная находится к востоку от деревни Соленоозерной от многоярусного склона горы у юго-западной оконечности озера Тус до скальных плоскостей вдоль северного берега.

Писаница относится к таштыкскому времени (конец III – начало II века до н.э.).

Среди фигур писаницы выделяются фигуры животных (олень, лошади), лучников в остроконечных головных уборах, воинов с боевыми топорами, сцена конной охоты, сосуды и котлы, шаман с бубном и стрелой в руках.

Среди прочих, наиболее интересными представляются сцены, ярко иллюстрирующие таштыкский шаманизм.

На одной группе петроглифов изображена, предположительно, сцена войны шамана с духами, представленными антропоморфными и зооморфными фигурами. Сохранность рисунков плохая. Лучше всего сохранилась могучая фигура шамана-воителя, стоящая развернуто, грудью на зрителя, с бубном в левой руке и со стреловидной колотушкой в правой. Руки и плечи шамана обнажены, грудь от подмышек до пояса прикрыта панцирем, ниже он одет в набедренник, который также, возможно, усилен защитными пластинами.

Бубен, изображенный в левой руке таштыкского шамана, имеет овальную форму и вытянут сверху вниз подобно бубнам современных хакасских шаманов. Особенностью изображенного на скале бубна являются 12 колокольчиков, переданных в виде подвешенных треугольников. При этом шесть колокольчиков прикреплены к "небесной сфере", один - к "земному поясу" и пять - к "сфере подземного мира". Такие "колокольчики-позвонки" были обнаружены С.В.Киселевым в таштыкском склепе Уйбатского могильника.

На другой группе петроглифов сохранилась сцена, вероятно, жертвоприношения. Изображен большой таштыкский котел с подпрямоугольными ручками на полом коническом поддоне. За котлом стоит мужчина в приталенноой одежде. Левой рукой человек как бы держится за край котла, а правой закладывает в котел целую тушу забитого животного. Конечно, рисунок сделан довольно условно, но смысл всей сцены вполне ясен.

Таким образом, анализ рисунков на скалах у озера Тус позволяет прийти к выводу, что сложившийся шаманизм, ставший традиционной религией древнего тюркоязычного населения Саяно-Алтая, сложился, вероятно, ранее I века до н.э.