Кежемский район: «Чертовы кладбища»

«Чертовы кладбища»

«Чертовы кладбища»

В мире существует немало странных мест, где перестают действовать законы физики и происходят непонятные вещи, неподвластные человеческому разуму. Это так называемые аномальные зоны, и одна из таких зон, «Чертовы кладбища», находится рядом с Кодинском. Уже более ста лет люди пытаются разгадать загадку этой таинственной поляны.

«Чертовы кладбища» находятся в районе бассейна реки Кова, на территории Красноярского края.

«Чертовы кладбища» являются одним из самых загадочных мест на Земле. Именно поэтому ему было дано такое название. В течение 60-ти лет этот участок был обследован несколькими десятками экспедиций, в результате которых бесследно пропадали люди, были выдвинуты десятки разнообразных версий и составлено множество противоречивых отчетов. Однако, эти экспедиции ни на шаг не приблизили ученых к разгадке тайн этого места. «Чертовы кладбища» считаются аномальной зоной из-за многочисленных случаев таинственного исчезновения здесь людей. Существуют также легенды, согласно которым в этом месте было найдено озеро, после купания в котором можно помолодеть на десять лет. Также якобы существуют взятые из этого озера пробы воды, состав которой уникален по своим целебным свойствам.

До настоящего времени точно неизвестно, где именно находятся «Чертовы кладбища». Определена лишь территория площадью в четыреста квадратных километров, где предположительно находится это загадочное место, полное тайн и страхов.

Первые упоминания о зловещем месте датируются началом 1920 года. Крестьянин Семен Поляков из деревни Карамышево рассказывал, как его дед гнал сохатого по тайге и неожиданно набрел на странную поляну. На глазах человека лось начал провалиться под землю, от которой шел сильный жар, и сгорел.

Еще один житель Карамышево, по фамилии Ермаков, вспоминал, как ходил к жуткой поляне вместе с отцом. Отец не разрешил сыну подойти слишком близко, но тот сумел разглядеть обугленные деревья, окружавшие Чертово кладбище, а также кости и черепа, устилавшие его землю. «Отец сказал, что сюда что-то упало с неба. Оно находится под землей, и раньше здесь была дыра, которая в итоге заросла травой. Он говорил, что раньше скот и звери проваливались под землю, а потом стали погибать, оставаясь на поверхности», — сообщил Ермаков.

Были и другие свидетельства о гиблом месте. В засушливое лето начала 30-х сильно обмелела Ангара. Катера и «илимки» (узкие длинные баржи) стояли на приколе, а мясо и хлеб сдавать государству как-то надо было. Стадо для районных поставок крестьяне были вынуждены перегонять через тайгу в Братск. Животных гнали вдоль реки Ковы. После одной из стоянок погонщики недосчитались двух коров. Случилось это как раз возле Карамышево. Зарядив ружья, колхозники отправились на поиски. Вдруг вдалеке тревожно залаяли их собаки. Погонщики поспешили на лай и оказались перед круглой поляной, на которой не было ни единой травинки. Собаки, в кураже выскочившие на черную землю, поджав хвосты, с визгом бросились назад. Изумленные мужчины увидели потерявшихся коров. Они лежали посреди поляны и был мертвы, рядом виднелись трупы и скелеты таежных зверей и птиц. Один из погонщиков, слышавших легенды о земле, которая убивает, поспешил увести из страшного места своего товарища. Во время дальнейшего перехода собаки стали вялыми, перестали есть и вскоре погибли.

В 1940 году в советской прессе вышла первая статья о Чертовом кладбище, которая подтверждает рассказы крестьян. Вот что рассказывает житель поселка Кежма, агроном Валентина Салягина.

В весеннюю распутицу районный агроном Салягин находился в командировке в колхозе «Ангарстрой» деревни Пашино. У него возникла необходимость проследовать до другой отдаленной деревни, расположенной на берегу реки Ковы. Иного пути, кроме узенькой таежной тропы, не было. Проводить важного человека вызвался бывалый охотник.

Путники выдвинулись в дорогу. Во время неспешного разговора на привале пожилой проводник сообщил, что находятся они недалеко от Чертова кладбища. Агроном очень заинтересовался этим объектом, и старик рассказал ему историю, очень похожую на леденящее кровь приключение перегонщиков из Братска.

Много лет тому назад еще моему деду довелось как-то гнать скот в деревню Банчиково Нижнеилимского района. А погнали они тогда на пару с товарищем. Не доходя до Карамышево, запозднились и заночевали. После ужина просчитали коров. Все чин-чином. Справно лежат, жвачку жуют. Навалили погонщики кряжей на огонь, собрали постель из сосновых веток, да и на боковую сами. Ночь прошла спокойно. Утром поднялись чуть свет, стали коров собирать. Двух нету. Туды-сюды, а они, сердешные, недалеко на прогалызине лежат. Недвижимые. Околели, значит. С чего бы это? Не могут понять. Осмотрели прогалызину, а земля на ней черная да мягкая, как будто кто-то ее нарочно спахал да забороновал. Ни травинки, ни кустика на ней не растет. Подошли к коровам, осмотрели их. Туши целые. И сразу почуяли оба какую-то боль в теле своем… Отошли на траву, отдышались. Поняли, недоброе это место, нечистое. Как, значит, побудешь на нем — и околеть можешь. Кое-как стащили коров на траву, распороли и увидели, что все нутро у них чем-то опаленное, покраснело. Ну, тут старики и вовсе струхнули. Толкуют, что не иначе как нечистая сила коров огнем спалила.

Взбудораженный рассказом Валентин Салягин попросил старика проводить его к загадочному месту, и тот согласился. По пути к поляне Салягин выдвигал гипотезы, объясняющие феномен. И остановился на том, что животных погубили ядовитые газы, которые выделяются из грунта. Проводнику-охотнику удалось подстрелить двух рябчиков, которых Салягин решил использовать для эксперимента.

Приближаясь к нужному месту, спутники увидели у небольшой горы темную «лысину», лишенную всякой растительности. Агроном положил на черную землю рябчиков и зеленые сосновые ветки, а когда извлек обратно, то обнаружил, что иголки поблекли, словно чем-то опаленные, и легко осыпались. Рябчики внешне не изменились, но при вскрытии оказалось, что их внутренности имеют красный оттенок, словно были обожжены. Сами проводник и агроном после недолгого нахождения на поляне почувствовали внутри странную боль.

Вернувшись домой, Салягин долго переписывался с различными ведомствами Красноярского края и рассказывал о феномене. Впоследствии он бывал на Чертовом кладбище не один раз — ставил опыты. Обратил внимание, что рядом с поляной «сходит с ума» компас. Посередине загадочного места он обнаружил провал, периодически курившийся дымком. Не рискуя заходить на саму поляну, исследователь бросил грузило на нитке в отверстие. Но длины нитки не хватило, чтобы измерить глубину этой бездонной ямы. Чтобы обезопасить таежных путников, Салягин попросил охотников выжечь на дереве вблизи поляны предупреждающий знак — изображение черта с указателем.

Есть рассказы и о местном йети,

Среди ночи раздался сильный и требовательный стук в дверь. Неизвестный гость так яростно колотил в нее, что щеколда едва не срывалась с петель. Сергей Симонов неоднократно спрашивал «Кто там?», но ответом было молчание.

Напуганный до смерти ученый вставил топорище между деревянной ручкой двери и дверной рамой, занавесил окошки. Ночной гость стучал час. И что характерно — ни звука его голоса, ни шума его дыхания Сергей не слышал. Ученый был человеком неробкого десятка, но в тот момент чувствовал, как черные волны страха накрывали его изнутри и снаружи. Оружия у него не было — два ружья унесли разбившиеся на две группы товарищи Симонова.

После бессонной ночи Сергей с опаской вышел из зимовья и осмотрелся. Рация, которую он забыл на улице, была не тронута. Единственная версия, которая приходила в голову Сергею, — в зимовье пытался прорваться медведь. Но на двери отсутствовали следы когтей. Было очевидно, что дверь дергали за ручку.

Похожий случай в ковинской тайге произошел в 2003 году с братскими поисковиками. Вот что рассказывает участник той экспедиции Андрей Власов.

— В тот день у нас был долгий, изнуряющий переход. Вечером мы вышли к зимовью и, уставшие, попадали спать. Глубокой ночью я проснулся от стука в дверь. Такого ужаса я, наверное, не испытывал ни разу в жизни. За дверью находился кто-то явно большой и сильный. Дверь ходила ходуном. Казалось, она вот-вот сорвется с петель. Хлипкая щеколда еле держалась. Я начал бегать по зимовью, будить товарищей. Но не мог никого добудиться — Леша как будто находился в ступоре, а Ваня сел на кровать и начал раскачиваться из стороны в сторону, как болванчик. Тут я подумал, что у меня сердце разорвется. Все это длилось минут 20. Всю ночь я пролежал с открытыми глазами. До сих пор мы не можем понять, что это было.

Проанализировав эти случаи, другие исследователи Чертова кладбища пришли к выводу, что медведем в данном случае и не пахнет — он не мог ломиться в зимовье, не издавая звуков и не оставляя следов; такой мощной силой не обладает и человек.

Так кто же мог находиться по ту сторону массивной двери таежной избушки? Красноярские старожилы высказывают предположение, что то был большак — лесной человек. Как поняли исследователи из объяснений старожилов, большак — это сородич снежного человека, а значит, он обладает огромной физической силой и способен генерировать низкочастотные энергии, так называемые частоты страха.

Подобных рассказов существует много, но до сих пор научного объяснения необычным явлениям, происходящим с людьми и животными на «Чертовых кладбищах», не дано. Версий много. Многие местные жители считали это проявлением темных сил. Более грамотные из жителей выдвигали предположение, что это влияние Тунгусского метеорита, пролетавшего неподалеку и оставившего свой след в здешних местах. Есть мнение, что часть твердой составляющей метеорита упала как раз на «Чертовы кладбища» и сейчас оказывает аномальное влияние на окружающую природу.

В любом случае, загадка остается. Свидетельства имеются. Теперь людям остается только доискаться до истины, если это вообще возможно.

«Черные кладбища» не дают спать не только исследователям. Они могут дать пищу для многих сюжетов для книг и сценариев кинофильмов.