Боградский Район: Оглахтинская крепость

Оглахтинская крепость

Оглахтинская крепость

Оглахтинская крепость расположена в 40 километрах севернее Абакана на левом берегу Красноярского водохранилища.

Оглахтинский горный массив растянулся южнее села Советская Хакасия на 15 километров по водоразделу небольших рек Биджа и Кокса. В пределах этого массива расположен целый комплекс археологических памятников различных культур и исторических эпох. Основной же достопримечательностью хребта и является средневековая оборонительная Оглахтинская крепость.

Название горы Оглахты, по всей видимости, происходит от хакасского "оглахтыг" ("оглах" - "дикий козленок" и "тыг" - гора), что может означать "козлиная гора".

Сложенная в древности крепостная каменная стена из плит девонского песчаника достигает до двух метров в ширину и до одного метра в высоту. Стена проходит по отвесному краю горы и на протяжении почти 25 километров усилена естественными бастионами и рвами на выходах в лога. Стены крепости имеют зигзагообразные выступы, кое-где устроены проходы. За много веков мощная крепостная стена в Сортовом логу на берегу Енисея ушла под землю, напоминая о себе лишь неглубокой рытвиной поперек лога и каменными плитами посреди травы. Она является лишь небольшой частью средневекового укрепленного района в Оглахтинских горах.

По мнению ученых, начало строительства крепости датируется концом Х века, а функционирование - XI-XII веками. Этот период характеризуется обособлением отдельных княжеств, образовавшихся после крушения Кыргызского каганата, которые начали ожесточенную борьбу за власть и накопленные богатства. В это время и были построены оборонительные валы, поэтому крепость по праву можно считать памятником этой затяжной войны.

На хребте горы также расположен могильник таштыкской культуры, датируемый I веком до н.э. - I веком н.э. В нем хорошо сохранились укрытые берестой бревенчатые погребальные камеры, меховая, шелковая и шерстяная одежда, шапки, обувь и т.д. В могилах были захоронены мумифицированные трупы с гипсовыми раскрашенными масками на лицах; в некоторых вместо тех помещались сшитые из кожи и набитые травой погребальные манекены в рост человека, с раскрашенными головами, обтянутыми тканью. В манекенах на месте желудка были зашиты кожаные мешочки, содержавшие пережженные кости человека. С погребенными были положены посуда, а также уменьшенные модели мечей, кинжалов, колчанов, луков и стрел, бронзовых котелков и др.